?

Log in

No account? Create an account

Прошлый пост | Следующий пост

Несколько советов о том, как вытащить машину, улетевшую с дороги. Пост длинный и с картинками, поэтому основная часть под катом.

Так сложилось, что несколько дней подряд работаю буксиром. Помогал друзьям на импровизированных овражных покатушках, ещё больше вытаскивал машины из кюветов. Парадокс в том, что люди могут сидеть в кювете часами, особенно если это происходит на трассе, и никто не остановится предложить им помощь. Есть в этом что-то очень российское, проезжать мимо тех, кому можно в два счёта помочь. Мне не тяжело - крепкий трос всегда в багажнике, там же хорошая лопата и кое-что ещё из внедорожных аксессуаров. Достаточно подъехать к пострадавшему, включить пониженную и блокировку межосевого (чтобы не буксовать), бросить трос на фаркоп и легонько потащить. На раз вытаскиваются и тяжёлые паркетники, типа Infinity FX, и как сегодня да позавчера, лёгкие машинки типа Mercedes E-класса или Audi A4. И поэтому, в том числе, удивляет такое безразличие проезжающих к попавшим в ДТП. Куда проще людям проскочить мимо, отворачиваясь в сторону и мотивируя себя срочными делами, чем выручить человека, попавшего в беду. Почему?



Что касается машин, которые вытаскивал в последнее время, то наблюдаю явную закономерность. Все они разных марок, с людьми разного пола и возраста за рулём. Роднит их лишь один фактор - всесезонная резина с невнятным протектором. Да, я неоднократно убеждался по своим знакомым, что в Москве и ближайших окресностях можно на всесезонке или летней резине прокататься всю зиму. В лучшем случае, протектор и шипы понадобятся один, ну два раза во время снегопадов. И также занятно, что все улетевшие очень удивляются произошедшему, считают, что это нелепая случайность. Они чертовски правы, это случайность, но причиной её, я считаю, является экономия на собственной безопасности. И она может быть понятной для ржавой нашемарки. Но как может на свеженьком Мерсе или Инфинити быть одета такая хреновая резина? Из каких соображений? Где логика?

Ок, это была лирика, а ниже основной текст об аксессуарах, методах, тонкостях.

Тросы

По моим наблюдениям, плоские "ленточные" тросы, продающиеся в магазинах и на заправках, пусть даже на них написано нечто вроде "парашютная стропа, 7 тонн" - барахло окончательное. И за 150 рублей, и за тысячу. Только за последнюю неделю видел таких порванных штук пять в ситуациях просто смешных. Типа выдёргивания машины даже не с обочины, а просто из сугроба глубиной по щиколотку.

Пригодны такие тросы исключительно для буксировки одной машины другой по шоссе, то есть без рывков. Единственная более-менее качественная часть у них - крюки, а остальное лучше отправить в мусор сразу. Чтобы иметь некоторую уверенность что вы вытащите авто весом 1.5-2.5 тонны из сугроба, нужно брать с собой альпинистскую верёвку (толстая такая), либо эластичный динамический трос из магазина для внедорожников. Даже если у вас Ока.


Металлические тросы тоже зло. Тонкие легко рвутся, а толстые, которыми друг-друга таскают грузовики, настолько крепки, что на рывке запросто отделят ваши буксировочные проушины от машины или деформируют раму, несущий кузов и т.д. Самый главный минус крепкого металлического троса его неэластичность - таким хорошо тянуть "внатяг", но необходимо любой ценой избегать рывков. Соответственно, такой трос мало пригоден для длительной буксировки, когда рывки обязательно случаются.

Металлические тросы со всевозможными пружинами амортизации, зачастую, ещё большее зло. Пружина выбирает ход моментально, а дальше вы оказываетесь на пару всё с тем же старым-добрым стальным тросом. Второй минус пружины - обратный рывок, который может превысить по силе даже рывок самой машины. Итог закономерен - у меня даже металлические тросы с пружинами рвались очень легко, у знакомых элементарно вырывали проушины и корёжили рамы. Такой трос может быть лучше простого металического при буксировке.

Если машина сидит в кювете глубоко под наклоном, то вероятность вытащить её "внатяг" сильно уменьшается. У колёс автомобиля может просто не хватить сцепления с дорогой, особенно, если обочина ледяная или снежная. Приходится действовать рывками. В таких ситуациях металлический трос категорически противопоказан, нужна динамическая стропа (рывковый трос). Тянущая машина может сделать разгон в несколько метров и затем даже остановиться, сработав как якорь. Динамический трос, за счёт эластичности, вырвет вытягиваемого с места. А сдвинувшуюся машину вытянуть гораздо проще.

Итог - разумно иметь в багажнике два троса. Один эластичный типа "динамическая стропа" (рывковый трос), второй - крепкий толстый, типа альпинистской верёвки, для вытаскивания внатяг.

Аксессуары

Я считаю обязательными аксессуарами лопату, нож и карабины альпинистов (либо крюки). И старюсь этот инвентарь не использовать. Особенно стараюсь обходиться без крюков - если есть возможность одеть верёвку без них, то это предпочтительнее с точки зрения уменьшения ударной нагрузки на проушины. 

Ещё существует для тросов такой аксессуар как шаклы - полукруглые штуки с штифтом на резьбе, на которые одевается петля троса. На фото ниже.


Шаклы мне категорически не нравятся - у маленьких обычно небольшой запас прочности. При рывке штифт может деформироваться и поверьте, его будет очень тяжело выкрутить даже с инструментом. Резать же хороший трос просто потому, что вы не можете снять шакл с буксировочной петли, поверьте, неприятно. Шаклы тяжело надевать на буксировочные отверстия, находящиеся в сложных местах - рядом с выхлопной трубой, под бампером и т.д. Ещё менее приятны они в мороз.

Большие шаклы имеют достаточный запас прочности, такой что их частенько пользуют на покатушках. Но ещё они очень велики. Такой шакл может элементарно не залезть в буксировочное гнездо какого-нибудь легкового Мерса. Чертовски обидно, когда ты стоишь с хорошим тросом и мощными шаклами у машины, которую этим набором не заякорить.

Нож нужен чтобы обрезать трос, если деформировались шаклы, если слишком завязалась петля и т.д.

Лопата необходима чтобы убрать из под колёс (реже днища) снег, который мешает колёсам вытаскиваемой машины ехать. Лучше тащить машину волоком днищем по снегу, чем буксировать перед ней ещё и сугроб снега, в который она будет упираться колёсами. Именно из-за сугроба могут рваться самые прочные тросы.

Техника

Техника вытаскивания варьируется от ситуации. Если машина засела неглубоко, то я стараюсь тащить её волоком без рывков. Для этого включается пониженная передача и блокировка (или несколько, от ситуации). Тут нужно понимать особенность полного привода - машина без блокировок, вытаскивая другой автомобиль, может запросто забуксовать одним из колёс. На машинах с подключаемым полным приводом я его подключаю, если ситуация сложнее банальной или вес вытаскиваемой машины сравним с моим.

При рывковых нагрузках, т.е. если машина засела глубоко в кювете, блокировки и подключаемый полный привод стараюсь не использовать, чтобы не угробить свой автомобиль - он достаточно уверенно разгоняется для рывка и без этого, а удар по механике в момент рывка может перемолотить в пыль даже очень крепкие шестерёнки.

Если машина сидит в глубоком снегу, я обычно освобождаю ей дорогу лопатой. Откапываю её колёса, освобождаю днище и всяческие способствую тому, чтобы уменьшилось сопротивление при вытасвивании. В сложной ситуации можно сформировать из снега колею, которая будет удерживать машину от соскальзывания. Это может быть очень важным, если вы тащите машину, которая оказалась слишком близко к дереву, борту ограждения и т.д.

В некоторых случаях есть смысл проложить между машиной и деревом (бортом, пнём) запаску, ватник, чемодан с барахлом или что-то ещё ненужное. Бывали случаи у знакомых, когда при вытаскивании почти не пострадавшая машина машина сильно царапалась о что-то рядом находящееся. И всем было очень обидно.

Вытаскиваемая машина должна помогать вам своими колёсами, но без фанатизма. Самой большой ошибкой будет дать на ней газ в пол. Бешено вращающееся колесо не помогает вытаскивать, а мешает - у него минимум трения и быстро образовывается яма, выйти из которой машина может только рывком. Поэтому вытаскиваемый должен лишь слегка крутить колесом, как-будто он трогается с места.

Про сугробы - если тащить из них приходится что-то очень тяжелое, типа грузовика или фуры, нужно максимально постараться исключить рывковую технику. Обычно тяжёлому грузовику, чтобы тронуться, достаточно получить сцепление с дорогой и начать движение. Мне этой зимой приходилось геликом вытаскивать из снежной каши буксующие фуры, которым не помогали ни сэнд-треки, ни лопата, ни толкание людьми, ни другие фуры. Делал это обычным толстым тросом, внатяг, с блокировками и очень-очень плавно.

Колёса вытаскиваемой машины желательно ставить прямо. Чтобы придать движение вывернутому колесу потребуется куда больше усилий. После начала движения, когда вы уже сдёрнули машину с места, руль можно начать выворачивать в нужную сторону.

Как вытащить себя самого

Возможна ситуация, когда вы оказались в одиночестве в снежном плену. Резина забилась снегом, машина сидит на дне, колёса крутятся вхолостую и никого нет. Выехать можно во многих ситуациях самостоятельно, малой кровью.

Во-первых, необходимо освободить себе максимум пространства. Сначала убрать снег из под колёс, перед ними и за ними, попробовать выехать двигаясь вперёд-назад, протаптывая колею. Если после убирания снега из под колёс мало что изменилось, необходимо убрать снег и из под днища, насколько это возможно. Если нет лопаты, примять снег под днищем можно просто попрыгав в машине. Иногда машины для этого сбрасывают с домкрата.

Если машина после убирания снега не трогается с места (скользкий уклон, например), можно попробовать соорудить сэнд-траки. Положить под колесо ветки, одежду, камни. Категорически в такой ситуации не следует давать газ в пол - колёса выбросят что угодно из под себя, но машина не стронется.

Можно соорудить самодельные "цепи" на колёсах. Для этого отлично подойдут куски разорванного троса, которые нужно завязать поперёк шины, лучше в нескольких местах. Завязать трос нужно крепко-накрепко, чтобы он не размотался и не попал на мост, в тормоза и т.д. На машинах с дисковыми тормозами нужно иметь ввиду, что трос может запросто повредить суппорта, если он за них зацепится. Машина с такими самодельными цепями, даже на очень лысой и летней резине, может выбраться из очень глубокого снега, но также просто она может закопаться ещё глубже. Использовать при этом цепи и металлическую проволоку нежелательно - легко можно испортить диски и резину. Плохо натянутая "цепь" может сильно навредить.

Ну и конечно, как и в случае с буксировкой, желательно ставить колёса прямо, однако в некоторых случаях, на переднеприводных и полноприводных машинах вытаскиваться из сугроба помогает быстрая рулёжка влево-вправо с небольшой амплитудой. На заднеприводных авто руль нужно ставить только прямо - смотрящие вбок колёса только помешают тронуться.

Пожалуй это основное. Любые советы, дополнения и предложения только приветствуются.
promo q3d june 12, 2014 11:01 43
Buy for 300 tokens
Окончательно понял, что зачем нужна выдержка, диафрагма и ISO нужно написать как можно понятнее, простыми словами. Слишком много идёт вопросов от учеников и читателей, проще давать ссылкой. Выдержка Итак, выдержка. Это время, за которое свет падает на матрицу. Измеряется в секундах и долях…

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
vitranslator
1 фев, 2011 08:38 (UTC)
«Есть в этом что-то очень российское, проезжать мимо тех, кому можно в два счёта помочь.»
Большинство не умеет помогать в два счёта, кто-то вообще не задумывается, кто-то думает «а, без меня разберутся!». Итого остаются единицы, которые тормозят и помогают, хотя порой бывает и больше :)

«как может на свеженьком Мерсе или Инфинити быть одета такая хреновая резина?»
Сам поражаюсь – такое порой увидишь на Кайеннах да Х5, что глаза на лоб! У меня машины очень скромные были по сравнению с этими, но на резину я вынимал чуть не последний рубль, потому, что это жизнь собственная и близких. Какая бы машина ни была, с дорогой она будет соприкасаться именно этими 4 точками… Несколько раз спасали именно покрышки. Есть люди, которые считают, что на полном приводе можно кататься на всесезонке или летней. Они забывают, что на них джип (кроссовер) только р а з г о н я т ь с я будет лучше, чем обычное авто. А тормозить – даже хуже, ведь он тяжелее!

Про тросы. Те, что в гиперах в основном не пригодны ни для чего. При обычной буксировке большинство из них рвётся при первом же неосторожном торможении. Так что полностью солидарен. Единственное что могу добавить: в Питере продаются рублей по 500 красные полипропиленовые тросы, достаточно толстые и прочные. Но у них практически нулевая растяжимость. Они годятся для удлинения динамок. На этом – всё. Металлические с пружинами – это должно быть жесть! Я таких даже не встречал. Альпинистские аксессуары меня напрочь отучил использовать добрый друг, который не раз участвовал и был организатором соревнований по офф-роуду. Я пользовался карабинами и подумывал о верёвке… но друг, сказал примерно следующее: если увидишь альпинистские карабины или верёвку, выкинь их и убей того, кто их предложил =)) Это конечно преувеличение, но на соревнованиях после неоднократных травм от этого инвентаря они категорически запретили всякое его использование. Было это ещё в 90-е, начало 2000-х, когда фирменного оборудования было мало и пользовались кто чем мог. Если так уж надо тянуть внатяг, я бы рекомендовал соответствующей (5-9 тонн) прочности полипропиленовую верёвку. Хотя сам внатяг тащу динамкой, она растягивается соответственно нагрузке и дальше работает просто как трос.

Про шаклы. Тут совсем не согласен. Современная промышленность выпускает их просто массу, всех типов и размеров, у меня, помимо основных, толстых, есть несколько штук разного калибра помельче – не было ещё случая, чтобы что-то куда-то не влезло. А как Вы вяжете трос БЕЗ шаклов-то? Его же резать всякий раз придётся! Помнится, экспериментировал с «развязывающимися» узлами типа фламандской петли или беседочного, так они на динамическом тросе под большими нагрузками всё равно затягиваются…
К ножу огромный плюс. Лучше – мультиинструмент! Ещё лучше – и то, и другое ;)
Про фуры. А я вот их дёргал как раз. Динамкой, разумеется. У меня, к сожалению, комплектация Крузера только с блокировкой межосевого дифференциала. В общем наверное всё равно как, лишь бы помочь и результат был!
Про импровизированные цепи очень здорово и логично. Надо будет взять на вооружение!
q3d
1 фев, 2011 15:05 (UTC)
Я шаклам предпочитаю карабины из хорошего металла. Мы правда их тоже рвали на болотах, но шаклы гнулись совсем жестоко.

А с остальным очень согласен :) Полипропиленовый трос нужно будет глянуть, интересно.

Травмы из-за альпинистских почему? Рвались и били людей?
vitranslator
1 фев, 2011 21:50 (UTC)
Ага. А что за шаклы у вас такие, что они гнулись? Я сколько себя помню - ни одного не погнул, хотя и нагрузки были. Использую строительные от 16 размера и больше. Для тяжёлых задач - 20-е. То бишь пруток 20 мм. Что с ним можно сделать - представляю с трудом :) А альпснаряжение - да, травмировало. Там плюс ко всему нарушение техники безопасности, но от греха запретили.
q3d
3 фев, 2011 00:33 (UTC)
Больше того скажу - мы их ещё и рвали ;-) Не мои, правда, но сам и порвал товарищу вполне серьёзно выглядящие, купленные в каком-то off-road магазине. Брали с рывка машину, севшую в жижу, шакл и не выдержал. Может китайский был, может ещё что не так...

А я у своих, когда пользовался, систематически прогибал шпильку, потом выкручивать её приходилось с огромным трудом. Один раз в сервисе срезали.

( 4 комментария — Оставить комментарий )

Подписаться на этот блог




Новые обзоры в блоге</a>

Обзор AfterShohz Bluez 2 с костной проводимостью

Обзор Plantronics Voyager Legend

Обзор Canon 7D Mark II

Обзор PowerGorilla

Обзор PowerGorilla

Календарь записей

Март 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Теги

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow