Станислав Васильев (q3d) wrote,
Станислав Васильев
q3d

Category:
  • Music:

Съёмка HDR ночью в городе

Пробовали когда-нибудь спросить у Гугла про HDR? На выходе, в массе своей, будет ад, трэш и угар, а ещё картинки, которые могут присниться под какой-нибудь очень ядрёной кислотой, принятой всеми способами одновременно, полагаю.



Я это объясняю себе экспериментами - дорывается некий человек до инструкции "как создать HDR", сгружает в непознанный плагин нечто и повозив ползунки, во все стороны, получает геройское абычто, чем и делится. А почему нет? Небо стало не таким блёклым, трава больше не уходит в малевича, текстурка проявилась... круто же?

Только, в итоге, у HDR сложился имидж какой-то очень альтернативной технологии, в то время как смысл изначальный предельно прост - HDR позволяет использовать расширенный динамический диапазон. Как и любой микроскоп, HDR можно использовать для забивания гвоздей, но полезным он будет чтобы обойти некоторые недостатки камеры, в частности, получше вытянуть тени или пересветы там, где они не умещаются в динамический диапазон сенсора.

Главная ошибка тех, кто начинает заниматься HDR заключается в том, что они тянут ВСЮ картинку разом, то есть света тащат вниз, тени вверх, получают плоское ничто, на которое добавляют адового контраста, clarity и чего-то ещё. Действовать же нужно деликатно, только в тех местах, где требуется подтянуть картинку, с пониманием что должно получиться на выходе.

Если честно, идея этого поста пришла во время чтения комментариев к записи о посещении смотровой площадки на крыше нового Детского Мира. Большая часть снимков в том посте была сделана как HDR, в порядке эксперимента с новым Lightroom CC. Дополню ещё несколькими картинками из сегодняшней ночной прогулки по городу.

P.S. И перед катом специально для lesnoybrodyaga: Olympussssssssss! Use the MILC, Luke!

1. Объясню общий принцип на основе самой сложной картинки. Сначала результат:



Проблема в том, что если просто сделать кадр "одним выстрелом", то мы попадём в типичную для ночной съёмки в городе проблему чрезмерного динамического диапазона. Глазом это не особо ощущается, он успевает быстро адаптироваться, а мозг услужливо строить довольно внятную картинку, но в действительности разница в освещённости колонн, манекенов-девушек в окнах и ступенек с заборчиками просто колоссальная.

Вот как увидела бы этот кадр камера, если бы я хотел не пересветить столбы:



А вот так она его увидела бы для более-менее нормальной экспозиции антуража девочек-манекенов в витрине:



Вот этот вариант лучше подходит для второй девочки-манекена, и чтобы у левой не вышибало платье в белизну:



А с такими настройками пришлось бы снять кадр, чтобы лучше видеть ступеньки и заборчики:


Следующий кадр уже "про запас". Olympus E-M5 Mark II, который я сейчас активно использую и тестирую, снимая HDR с шагом в 2 ступени (EV) может делать от 3 до 7 кадров, я предпочитаю снимать 5, что даёт 10EV брекетинга по динамическому диапазону.



Конечно же всё снято с рук, я не использовал штатив, полагаясь на стабилизатор, встроенный в саму тушку камеры. Далее все RAW были загружены в Lightroom CC, и собраны в HDR, с настройками которого я уже играл. Общие параметры для снимка были такими:

Помимо этого я поработал "зонально", используя градиентный фильтр и несколько "кружочков", которыми чуть осветил девушек в арках, добавил света на ступеньки, в некоторых местах бросил света в слишком тёмные места. В общем то и всё, по сути мой малохольный ноутбук дольше думал над склейкой, чем я делал обработку.

В чём смысл клеить HDR в Lightroom, а не делать это в Photoshop или каком-нибудь плагине, типа Nik HDR Efex Pro? Мне нравится (1) простота и (2) то что Lightroom делает на выходе не готовую растровую картинку, а DNG (по сути RAW) с избыточной информацией внутри. По обращению новый файл остаётся RAW, у которого можно менять гибко баланс белого, оперировать со всеми инструментами Lightroom, использовать Camera Calibration и другие полезняшки. Просто внутри там гораздо больше информации, как будто сенсор камеры научился захватывать в несколько раз более широкий динамический диапазон.

В общем то это всё, что хотел сказать. Дальше несколько фоточек с прогулки, конечно же все HDR. Один я даже слепил из 4 кадров, сделанных в 64-мегапиксельном режиме Olympus E-M5 Mark II, на выходе получился чудовищный композитный DNG с разрешением 9216x6912, размером 200 мегабайт. Ну так, в порядке эксперимента ;-)


2. Этот снимок был интересен не столько ДД (хотя тут тоже неплохая разница между освещением храма и небом), но и тем что это по сути "динамика" - люди внизу шевелятся, и мне интересно было как Lightroom склеит такой сюжет. Я бы сказал что неплохо склеил, для полуавтомата:



3. Очевидного смысла снимать икону в HDR может не быть, но эта была сильно освещена лампой вверху, что приводило к уходу низа в ощутимую темноту. Можно было просто "потянуть" RAW или бросить градиентный фильтр снизу-вверх, но тогда в месте осветления начинали бы увеличиваться шумы. Попробовал склеить HDR и затем осветлить низ:


4. ГУМ с его лампочками и витринами тот ещё сюжет для камеры. Помимо увода в HDR я ещё поиграл чуть зонально с цветовой температурой. Если бы не сделал этого, у мальчика слева в середине кадра куртка была бы замечательного голубого цвета, потому что цветовая температура лампочек освещающих ГУМ совсем не совпадает с витринными. То же касается и левой нижней витрины.


5. Тоже типичный кейс для HDR. Я специально вернул обратно яркость пятну от фонаря на стене, потому что HDR позволил бы опустить его так, чтобы была видна фактура стены, но тогда фонарик не казался бы ярким и картинка стала бы несколько странной. Да, иногда "выбитый свет" на фотографии не будет лишним.



6. Не самая контрастная картинка из этого сета, но за счёт HDR удалось вернуть оттенок в надписи про "кафе ЛОФТ" и не нашуметь на ступеньках. Ну и в целом градиенты стали несколько плавнее. Впрочем, здесь довольно многое позволял вытянуть и один RAW.


7. Ещё один типичный ночной кейс - яркая рекламная витрина на остановке ОТ и столбы, которые бы вышибло в белизну. За счёт HDR удалось уместить всё это в один кадр, а ещё фары у автомобиля напротив приобрели выраженный голубоватый оттенок.


8. Вот здесь HDR довольно хорошо пригодится. Серебристая машина, ярко освещённая светом в салоне, по понятной причине запросто вылетает из динамического диапазона камеры и приходится выбирать - либо вокруг чернота и даже надпись Bentley Moscow не будет в ней видна, либо машина слишком яркая. При помощи HDR удалось уместить всё что хотелось в кадре и даже левая грань капота не пересвечена, при том что видна фактура решётки радиатора.


9. Почти такой же кадр показывал вчера, но тот был снят на фишай и разогнут в Adaptive Wide Angle, а этот я фотографировал с противоположной стороны дороги. Суть в простом - небо, ЦУМ и Большой имеют слишком большую разницу по яркости, чтобы спокойно влезать в кадр. Либо Большой будет нормальным, утопив всё вокруг в темноте, либо он будет слишком выбелен. HDR позволил уместить всё нужное в диапазон, и даже градиент неба остался. К нему  у меня есть некоторые претензии, попробую разобраться откуда взялася выраженная постеризация.

Вот и всё ;-) Потихоньку пишу пост о том, как обойти недостатки беззеркалок, о которых рассказывал в цикле из четырёх постов недавно:

Tags: hdr, olympus, olympus om-d, ликбез, обработка, стрит
Subscribe

Posts from This Journal “обработка” Tag

promo q3d june 12, 2014 11:01 41
Buy for 300 tokens
Окончательно понял, что зачем нужна выдержка, диафрагма и ISO нужно написать как можно понятнее, простыми словами. Слишком много идёт вопросов от учеников и читателей, проще давать ссылкой. Выдержка Итак, выдержка. Это время, за которое свет падает на матрицу. Измеряется в секундах и долях…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

Posts from This Journal “обработка” Tag