Станислав Васильев (q3d) wrote,
Станислав Васильев
q3d

Category:

Лучше купить беззеркалку или зеркалку? #2 - за беззеркалки

Смартфоны пожирают всё, и только премиальные беззеркалки продолжают расти в продажах и расширять свою долю рынка. Люди устали носить чёрные кирпичи и рюкзаки, полные дорогущей и не самой качественной оптики. Как вы поняли, я продолжаю серию постов о выборе между зеркалкой и беззеркалкой. На этот раз буду адвокатом беззеркалок, расскажу об их достоинствах без оговорок.



Как и писал в прошлом посте, зеркало, в моём понимании, механический атавизм в современной цифровой фотографии. Более того, давным-давно существует чудовищное количество камер без зеркала вообще, и это не только современные мыльницы и смартфоны, ультразумы и гибридные камеры, но ещё дальномерки и огромное количество даже не плёночных, а аналоговых фотокамер, многие из которых выдадут результат, которому любая современная зеркалка позавидует. Но, давайте сузим понятие.

К беззеркалкам сейчас относят камеры со сменной оптикой, в которых нет хлопающего зеркала (и полупрозрачного тоже), визирование в которых производится через электронный видоискатель и/или по экрану. Как уже писал, их ещё называют "системными", но это чистой воды мракобесие, потому что "системной" может быть и плёночная дальномерка, и мыльница с навесным оборудованием, и много что ещё позволяющее создать "систему" из камеры и аксессуаров.

Итак, начинаем...

#1 - беззеркалки компактнее

Лень таки двигатель прогресса, и уменьшение размеров камер, в ходе всей истории развития фотографии, процесс совершенно нормальный. Картинка в начале поста в помощь. Если вы можете получить такой же результат, взяв с собой вместо 15 килограмм полтора, или уместив всё фотобарахло в карман куртки, поводов снимать и развиваться будет больше. Я знаю огромное количество случаев, когда люди ленились годами (!) брать с собой хорошие камеры, потому что они стоили как автомобиль и весили слишком много для комфортного гуляния. Некоторые из них ходили на курсы к хорошим преподавателям, чтобы потом всё забыть, каждый раз находя причину не взять камеру.

Компактность камеры влечёт за собой и уменьшение размера и веса аксессуаров. Мой штатив для зеркалки весит 4 килограмма и им можно убить. Штатив для беззеркалки ложится в сумку рядом с ноутбуком и не оттягивает плечо, а если совсем припекло не брать сумку, то можно использовать карманный штатив от мыльницы, при этом два объектива помещаются рядом в карман, вспышка лежит в нагрудном, два аккумулятора в кармане брюк.

#2 - беззеркалки прогрессивнее

Wi-Fi и NFC, возможность выложить отснятое сразу в интернет и отправить из камеры по электронной почте, сенсорные экраны, выбор точки фокусировки пальцем и управление руками, как смартфоном - это к беззеркалкам. Зеркалки архаичны, многое там заточено под стародавние привычки опытных фотографов, которые не горят желанием менять свои привычки даже ради удобства, эдакое "историческое наследие", багажом тянущееся из поколения в поколение. Многие инновационные технологии приходят на рынок не сверху-вниз, а снизу-вверх. Поищите зеркалку, за вменяемые деньги пишущую 4K-видео или RAW-видео, поищите снимающую в 3D (стерео), ту что легко клеит бесшовные панорамы одним кадром, зеркалку с толковым вшитым RAW-конвертером. Продолжать можно долго...

И да, поддержка самых быстрых карт памяти SD (UHS-II) к моменту написания этого поста была только у беззеркалок. Фокусировка с распознаванием лиц, отличающая левый и правый глаз, смайл-шаттер - всё к беззеркалкам.

#3 - у беззеркалок современная оптика

Беззеркалки молоды, и оптику для них пришлось создавать с нуля совсем недавно, и наработки инженерами использовались самые последние. В противовес этому большая часть оптики для зеркалок разрабатывалась в плёночные времена, когда требования к автофокусу, резкости и другим параметрам были просто иными. Более того, и байонеты зеркалок из тех ещё времён, и рабочий отрезок, и т.д. А вы думали почему для камер Nikon не существует автофокусной оптики со светосилой выше f/1.4? Просто тогда не стояло тех задач, которые возникли перед разработчиками современной техники. В итоге, беззеркалки сразу вышли на передовую, а производителям зеркалок срочно требуется перевыпускать многие объективы, потому что старые уже не справляются. И что важно - более компактные, в большинстве своём, сенсоры с меньшим рабочим отрезком, позволяют делать оптику для беззеркалок меньше и легче, резче и лучше.

#4 - беззеркалки меньше бросаются в глаза

Недавно снимал на Olympus E-M5 Mark II бэк шоу Первого канала, вы могли читать об этом в посте Родиона Газманова. Включил на камере бесшумный режим и почувствовал себя ниндзей. Фотографы с зеркалками каждым хлопком зеркала и шумом затвора привлекают к себе внимание. Я снимал на беззеркалки в местах, где к фотографам с зеркалками подходили и требовали прекратить заниматься безобразием. Крупная камера, издающая звуки, часто является злом, и не зря стрит-фотографы предпочитают что-то менее заметное. На некоторые беззеркалки можно снимать незаметно в театре, например. То что фотографа, с камерой меньшего размера, не принимают за профессионала, может быть серьёзным плюсом. Скажем, в торговых центрах в Москве люди спокойно фотографируют на БЗК и смартфоны, потому что это "для личных нужд", а людей с зеркалками охрана гоняет веником.

Или вот пример: вчера пригласили в клуб Duran, на вечеринку EuropaPlus TV, а там жёсткий фейс-контроль. Я положив в карман Олик, открутив от него батарейную ручку и с маленькими светлыми фиксами. На фейс-контроле охрана посмотрела на серебристую маленькую камеру и пропустила без вопросов, попросив лишь не снимать участников. Как можно снимать беззеркалкой концерт я уже показывал, сами понимаете, сделать снимки не хуже чем на зеркалку я мог спокойно, не привлекая внимание. Зато в прошлом году меня и друзей, с зеркалками, в ночной клуб просто не пустили, нам пришлось оставить их в багажнике машины.

#5 - беззеркалки могут то, чего не могут зеркалки

60 кадров в секунду? Стабилизатор на матрице, дающий возможность снимать на самом низком ISO ночью с рук, без штатива? Совсем бесшумная съёмка? Увеличение картинки в видоискателе для точного наведения на резкость? Алгоритмы-помощники для работы с оптикой без автофокуса? Это только вершина айсберга.

А как насчёт распределения зон фокусировки по всему кадру? Владельцы полнокадровых зеркалок обычно имеют точки фокусировки, собранные в кучу в центре кадра, тут даже кропнутые камеры выигрывают, а у беззеркалки точки и зоны могут быть распределены по всему кадру, самих точек (включая те, что на основе фазовых датчиков) может быть значительно больше чем у самых топовых зеркалок.

Маленький вес позволяет использовать камеру с селфи-палкой. Попробуйте себя записать на видео, идя по улице, с каким-нибудь 5D Mark III, неся перед собок камеру на моноподе, а Olympus E-M5 Mark II вы можете закрепить на самой недорого палке-себяшке и спокойно это сделать. На той же палке вы можете опустить его куда-то в колодец или поднять над забором.

#6 - никакого бэк-фокуса, фронт-фокуса

Эффекты фронт и бэк-фокуса, когда объектив системно промахивается мимо места куда его просили навестись, попортили немало крови зеркальщикам. Когда датчики фокусировки и матрица, на которую фокусируется свет, являются разными приборами, возможны технические накладки, и они совсем не резкость. Поскольку любая беззеркалка использует свою основную матрицу для наведения на резкость, не важно контрастным способом или фазовыми датчиками, интегрированными прямо в поверхность, такое рассогласование невозможно.

#7 - скорострельность

Уже писал в #5, но повторюсь, потому что это отдельный довод - беззеркалки могут быть сильно скорострельнее зеркалок. 11-12 кадров в секунду сейчас потолок для топовых зеркалок в режиме визирования через оптический видоискатель, а на БЗК 10-11 норма для недорогих моделей, и есть целый ряд камер с куда большими скоростными характеристиками. Вероятность получить удачный кадр, сняв длинную серию на огромной скорости таки выше.

#8 - у беззеркалок выше качество картинки

Стоп, я же противоречу сам себе и предыдущему посту? Но таки да, беззеркалки могут дать картинку более качественную, потому что качество определяется возможностями сенсора и оптики, плюс алгоритмами в камере. Перфекционисты за цвет хвалят не Canon и Nikon, а Olympus и Fujifilm. Оптика для этих камер выдаёт отличные показатели по всему полю. Самой малошумной камерой сейчас считается беззеркалка Sony A7S. Если я буду снимать с рук на резкий фикс ночью, используя камеру со стабилизатором на матрице, типа Olympus E-M5 Mark II, я получу на низких ISO более чистую картинку, а ещё у неё есть 64-мегапиксельный режим, в котором на предметке детализации будет больше, чем у полнокадрового Nikon D810, а муара меньше. Опять же, всё зависит от рук и умения их приложить, кто-то с настройками топовых зеркалок так ухитряется накосячить, что никакой Photoshop не поможет.

Да, конечно же ЦВЕТ. На любых лекциях фотографы, снимающие на Fujifilm и Olympus, наглядно показывают как уныл цвет на Canon и Nikon, и как он хорош без напильника на БЗК. Спросите об этом podakuni, pavel_kosenko и dmitry_novak, они расскажут что цвет это наше всё.

#9 - у беззеркалок ЭВИ

Человеческий глаз инструмент совсем не идеальный, даже если зрение идеальное и глаз этот юный, поэтому камеры с электронным видоискателем (а не оптическим, как у зеркалок) существенно выигрышнее для фотографа. Прежде всего, фотограф сразу может видеть картинку такой, какой она попадёт в JPEG, включая цвет и контраст.

Хотите снимать в ЧБ и видеть в ЧБ? На беззеркалке это можно сделать без проблем. Нужно точнейшим образом навести камеру на резкость в самых жутких условиях? Включаете увеличение и видите намного лучше, попал ли объектив в резкость. Помните, я писал про жутко дорогой и бритвенно резкий Zeiss Otus, что он идеален не с зеркалками Canon или Nikon, где с ним промахнуться ничего не стоит, а именно с беззеркалками.

У беззеркалок есть всевозможные вспомогательные технологии, типа того же увеличения, фокуспикинга, цифрового клина (у фуджиков) - всё это очень способствует получению резких снимков, уменьшению количества промахов мимо фокуса. Ещё у них можно вывести поверх картинки в реальном времени зебру, чтобы контролировать пересветы и недосветы, гистограмму и другие данные. Зеркалки так близко не могут.

А уж в темноте беззеркалки однозначно видят лучше человеческого глаза, они почти как прибор ночного видения. Дело в том, что в темноте зрение человека сильно садится, мы теряем резкость, просто потому что так устроено наше зрение. Нарастание световой чувствительности в темноте происходит непрерывно, в течение всего времени пребывания в условиях недостатка света, и стабилизируется через 60-80 минут, а интенсивно адаптация происходит в первые 15-30 минут, поэтому фотограф с зеркалкой в сумерках как снайпер - не должен терять "ночное зрение" чтобы хоть что-то увидеть. Беззеркалка видит хорошо СРАЗУ.

#10 - беззеркалки можно заряжать от солнца

Не все, конечно, но на рынке уже достаточно моделей, которые заряжаются прямо от USB, я всегда упоминаю этот момент в своих видео-обзорах. Эта фишка может быть сильным подспорьем для путешественника, например - берёте рюкзак, обшитый солнечными панелями, и ваша камера заряжена всегда. Камеры Sony можно питать от обычного пауэрбанка по USB прямо в режиме записи видео или при съёмке, что даст преимущества при фотографировании на морозе - USB-кабель тянется под тёплую одежду, там лежит ёмкая батарейка и можно снимать. А можно подзарядить камеру в кафешке, во время обеда, воткнув её в телевизор.

#11 - у беззеркалок хороший запас работы от аккумулятора

Не стоит так доверять паспортным цифрам, которые обычно указывают для беззеркалки в обзоре. Скажем, для Olympus E-M5 Mark II написано, что он может сделать от одного заряда 310 снимков. Я снимал им недавно бэк Первого канала, сделал от одного заряда 3910 (три тысячи девятьсот десять!) снимков. Это забило полностью RAW+JPEG флешку на 64 Гбайт. Ещё раз рекомендую свою статью про то, как увеличить ресурс аккумулятора беззеркалки.




Продолжу завтра, теперь на очереди посты против зеркалок и против беззеркалок, пройдёмся по богатым минусам.
Можете что-то добавить ЗА без всяких НО?

Предыдущий пост серии: "Лучше купить беззеркалку или зеркалку: #1 - за зеркалки"
Tags: беззеркалки, зеркалки, что купить, экипировка
Subscribe
promo q3d june 12, 2014 11:01 42
Buy for 300 tokens
Окончательно понял, что зачем нужна выдержка, диафрагма и ISO нужно написать как можно понятнее, простыми словами. Слишком много идёт вопросов от учеников и читателей, проще давать ссылкой. Выдержка Итак, выдержка. Это время, за которое свет падает на матрицу. Измеряется в секундах и долях…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 122 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →