Станислав Васильев (q3d) wrote,
Станислав Васильев
q3d

Categories:

Зеркалка против глаза: Ленинградский вокзал просто так не сфотографируешь

Зеркалка против глаза

Готовлю пост про Ленинградский вокзал после ремонта, обрабатываю фоточки. На официальное открытие поехать не было времени, поэтому специально поехал чтобы отснять интерьеры пару дней назад, ближе к ночи.

Ну и жестокая же ситуация для камеры, скажу я вам. Вернее как жестокая - можно плюнуть и просто "добавить контрастика", не особо заморачиваясь на том что получается, и во многих случаях это нормально. Но, посмотрев на отснятое я понял, что вижу на фотографиях, после всех установок баланса белого и кривых, совсем не то же самое, что видел глазами.

Я уже много раз говорил, что человек видит не глазом, а мозгом. Глаз это сенсор, мозг трактовщик. Причём и то и другое невосприимчиво ко многим моментам, которые лезут в цифровой сенсор. В итоге, на многих фотографиях может получиться совсем не то, что видел когда снимал. Тот же Ленинградский вокзал ощущается как очень светлое помещение в серых тонах, современный хайтек залитый светом. А на камере сочетание пурпурного и зелёного.

Под катом расскажу в чём причина.

Вот так это видит фотоаппарат с автоматическим балансом белого:

Зеркалка против глаза

Потолок здесь белый, и можно попытаться выставить баланс белого по нему:

Зеркалка против глаза

Получаем странную картину - пол в середине ушёл в пурпурный, а по краям и вдалеке в сильную зелень. При этом "нейтрально серым" стал только сам потолок, и только в середине - по краям он пурпурный, как и стена вдалеке. В реальности же они такого цвета, видимого глазом, не имеют.

Чтобы понять проблему нужно упомянуть такое известное фотографам понятие как "баланс белого", где помимо цветовой температуры существует ещё и такое понятие как "смещение" (tint) - степень отклонения цвета в пурпурный или зелёный.

Смещение (tint) - зеркалка против глаза


В "смещении" и кроется проблема - дело в том, что Ленинградский вокзал освещён лампами дневного света, которые как раз имеют выраженное смещение либо в пурпурный, либо в противоположный ему зелёный. Фактически, это оппозитные цвета - чтобы убрать на фотографии зеленоватый оттенок нужно добавить пурпурного, и наоборот, пурпурный съедается зелёным.

Для цифровой камеры на Ленинградском вокзале возникает очень сложная ситуация - в кадре одновременно и лампы дающие сдвиг в пурпур, и лампы дающие сдвиг в зелень. Чтобы убрать зелень насыщаем пурпур и вокзал уходит во многих местах в этот оттенок, а убрав пурпур делаем интерьер зелёным. Применить к фотографии некий "глобальный" фильтр или настройку, чтобы вывести цвет, технически невозможно.

Выход? Их несколько.

Самый простой - плюнуть и забыть, либо перевести фотографию в ЧБ, и она будет лучше передавать ощущение от светлого современного интерьера:

Зеркалка против глаза: Ленинградский вокзал в ЧБ

Но раз мне хочется сделать цветную фотографию, чтобы она передавала то что видели глаза, можно пойти более сложным путём:

1. Использовать возможности зонной обработки Lightroom 5, в частности, радиальный фильтр. В местах где зеленит кладём хорошо растушёванный овал и сдвигаем внутри него баланс белого в пурпурный, а там где лезет пурпур сдвигаем в зелень. В большинстве случаев это поможет нивелировать недостатки, но придётся столкнуться с тем, что форма цветовых сдвигов таки сложная, не круглая и не овальная - либо нужно наложить массу пересекающихся радиальных фильтров, либо...

2. Во всё снимке прибрать насыщенность пурпурного и зелёного оттенков в модуле HSL в Lightroom 5. Очевидный минус - в кадре помимо окрашенных областей есть нормальные пурпурные и зелёные оттенки - те же деревья, одежда. Они тоже выцветут. Значит, можно создать две версии картинки - с насыщенными и ненасыщенными оттенками, а затем в Photoshop по маске протереть только те места, где явно требуется вернуть зелень и пурпур.

3. Ещё один вариант резонно указал orki в комментариях - использование корректирующей кисти в Lightroom. Для тех кто не перешёл на Lightroom 5 он и вовсе заменяет первый, потому что в чётвёрке и трёшке нет радиального фильтра. Принцип тот же самый - сдвиг смещения в зелёный или пурпурный в указанной области. Саму область можно нарисовать с разной степенью прозрачности, контролируя маску. Мне этот способ кажется ещё более долгим, но возможно кому-то подходит больше.

Первый способ очевидно менее точный и быстрее, второй глобальнее и требует несколько больше времени для "протравки" мелочей. Вот что у меня получилось:

Зеркалка против глаза

Сомневаюсь в одном. Мне кажется накладки под поручнями были не совсем белые, а с лёгким бирюзовым оттенком за счёт цвета стекла. Тогда этот кадр должен выглядеть так:

Зеркалка против глаза: Ленинградский вокзал

Ещё этому кадру хочется добавить немного тонирования, чтобы убрать неестественные нейтральные серые области:

Зеркалка против глаза: тонирование

Стоит ли так заморачиваться? В 99,9% случаев ответ будет отрицательным, ведь потратить пятнадцать минут на обработку одного снимка к посту, где их будет двадцать с гаком, значит потратить на обработку целый рабочий день. Иногда перфекционизм в ретуши приводит к совершенно ничем неоправданному увеличению затрат, а результат никто не оценит, не так ли?
Tags: lightroom, photoshop, лытдыбр, обработка, ретушь, уроки lightroom 5
Subscribe
promo q3d июнь 12, 2014 11:01 41
Buy for 300 tokens
Окончательно понял, что зачем нужна выдержка, диафрагма и ISO нужно написать как можно понятнее, простыми словами. Слишком много идёт вопросов от учеников и читателей, проще давать ссылкой. Выдержка Итак, выдержка. Это время, за которое свет падает на матрицу. Измеряется в секундах и долях…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments