Станислав Васильев (q3d) wrote,
Станислав Васильев
q3d

Category:
  • Location:
  • Mood:

Фотоликбез: замена штатного объектива - на что и зачем

Итак, начинаю потихоньку фотоликбез, обещанный несколькими постами ранее. В рамках собственного опыта постараюсь просто и без чрезмерной техничности пояснять те моменты, о которых меня чаще всего спрашивали знакомые, читатели THG и просто люди с камерами в разных ситуациях. Этот пост по поводу объективов для цифровых зеркальных камер. Что для чего нужно, что означают разные цифирки, какие функции нужны.


Чаще всего мне задают следующие вопросы:
  • Какой объектив выбрать (в т.ч. вместо штатного)?
  • Что такое объектив "для цифровых камер"?
  • Скольки он кратный?
  • Что такое фокусное расстояние?
  • Что такое светосила и зачем она нужна?
  • Зачем нужен стабилизатор?
  • Зачем нужна бленда (и что это такое)?
  • Чем профессиональная оптика отличается от любительской?
  • Какой конкретно объектив для меня лучше?
  • Можно ли иметь один объектив на все случаи жизни?
Итак, по-порядку.

Какой объектив выбрать.

Выбор объектива подразумевает, что тот кто задаёт этот вопрос уже понимает ЧТО именно он собирается снимать. Именно от этого зависит, в большинстве случаев, моя рекомендация. Причём понимает не в теории (снимать буду всё, снимать буду только дома), а есть уже некоторая практика. Если практики нет, то не стоит сразу бросаться менять объектив. Можно запросто купить ну совсем не то, что требуется. А может и лучше не понадобится - я знаю людей, которые делают шедевры самой простой штатной оптикой. Знаю и тех, кто линзами за несколько тысяч долларов снимает пьянки так, что без слёз не взглянешь.


В принципе, фотокамеры типа Canon 400D, Nikon D40 и аналогичные по классу комплектуются штатно объективами с диапазоном фокусных расстоянией 18-55 мм и относительным отверстием от F3.5 до F5.6. На корпусе или в каталоге это обычно указывается так: Canon EF-S 18-55mm F3.5-5.6 IS (линза на фото ниже)



Возможны и множественные варианты: 17-85 мм, 18-70 мм, 14-45 мм (у Olympus). Такого объектива обычно достаточно для того, чтобы снимать основные сюжеты, такие как пейзаж, средний план, средний и крупный портрет. Минусом подобных объективов традиционно является их невысокое (по сравнению с более дорогими) качество. Но тут есть нюанс - даже эти простые линзы по своим возможностям могут запросто опередить неплохие объективы, которыми снимали лет так пятнадцать назад и обычные люди, и матёрые фотолюбители. Говорить что штатной оптикой нельзя снимать шикарные вещи - значит расписываться в том, что тапочки жмут.

Штатный объектив можно улучшить в следующих направлениях:
  • Купить более широкоугольный объектив, чтобы лучше снимать пейзажи;
  • Купить более длиннофокусный универсальных объектив, чтобы не надо было носить с собой две линзы (штатник+телевик). Ну чтобы и на птичек хватало, и на пейзажи;
  • Купить более светосильный объектив (у которого вместо F3.5-5.6, к примеру, на корпусе написано F2.8) - чтобы получать более размытый фон на портретах и фотографировать в более тёмных местах;
  • Купить объектив со стабилизатором (если его нет) - очень полезная штука, можно гораздо более уверенно снимать как статичные кадры на широком угле в сумерках (пейзажи, интерьер), так и на более длительной выдержке работать на длинном фокусе - охотясь за кошечками и птичками. Вообще новички чаще всего портят кадры "дрожью рук", от которой стабилизатор и помогает.
  • Купить к нему в пару другой объектив - совсем широкоугольный или совсем длиннофокусный. Чтобы в итоге, получить больше возможностей для разнообразной фотографии.
  • Купить универсальный туристический объектив - им и пейзажи получаются ничего, и птичек в небе либо целующихся вдалеке на нудистском пляже удобно фотографировать.
За каждое улучшение производитель будет драть с вас деньги. Если улучшений несколько - денег придётся заплатить очень прилично. Но и при этом не всё можно приобрести одновременно. Скажем, не существует в природе объективов с высокой светосилой типа F2.8, стабилизатором и одновременно как очень широким углом, так и внушительным теледиапазоном, да ещё и с повышенной резкостью. Поэтому объективов разных много, и приходится выбирать да от чего-то отказываться.

Конкретные советы по моделям будут позже. До этого ещё один момент.

Объективы для цифровых камер.


В принципе, если сильно всё упростить, что цифровая камера от плёночной отличается размером кадра. У плёночной камеры кадр 35-миллиметровый (помните про 35-миллиметровую плёнку?). У зеркальной недорогой камеры он меньше - у Canon (300D-50D) в 1.6 раза, у Nikon D40-D300 в 1.5 раза. Если говорить грубо, как будто внутрь вставили более узкую плёнку. 

Есть ещё так называемые "полнокадровые" зеркалки, типа Canon 5D и 1Ds, Nikon D3 и т.д. У них сенсор 35-миллиметровый. Ну то есть имеет размеры 36x24 миллиметра (приблизительно), как кадр на плёнке.

Так вот, оптика "для цифровых камер" предназначена для использования с любительскими не полнокадровыми зеркалками. Эта оптика компактнее, легче, у неё иначе сделана задняя линза (повторюсь - я буду рассказывать всё очень просто, без лишних деталей). Если умудриться прицепить такую оптику на полнокадровую камеру или плёнку, то в оккуляре вы увидите гм... ну как в дверном глазке - чернота вокруг, а в середине круглое изображение. Но зато вы платите зачастую меньше, и меньше с собой таскаете. Ещё там могут быть всевозможные технологии просветления, особые стёкла и покрытия внутри чтобы не переотражался свет от матрицы и не портил снимки и т.д. Но основное - оптика "для цифровых камер" обычно стоит дешевле, и таскать вам с собой меньше веса. Если соберётесь покупать в будущем совсем серьёзную камеру, то её придётся менять на что-то иное.

Для Canon такие объективы маркируются как EF-S, для Nikon как DX. Это значит, что линзы EF-S//DX вы не можете использовать с камерами 5D/1Ds//D3. Для "полнокадровых" зеркалок подходят только объективы EF для Canon, и не имеющие маркировки DX для Nikon).

И тут возникает ещё одна ошибка. Увидев оптику "для цифровых камер" человек может подумать, что "оптика не для цифровых камер" к его любительской модели не подойдёт. Это не так. Можно смело поставить на Canon 450D линзу с маркировкой EF. Например, типа профессиональной Canon EF 24-105 F4L IS USM. И это даже не будет "из пушки по воробьям" :)

Чтобы было проще понять, приведу аналогию. Линзы "для цифровых камер" это как "кресла для детей". В таком кресле ребёнку будет хорошо, но взрослого в него не посадить - не влезет. Но также наоборот, ребёнка можно посадить в кресло для взрослого и он вполне нормально в нём будет себя чувствовать. А вот переставлять его ему будет тяжело - взрослое кресло побольше будет :)

Скольки он кратный?

Этот вопрос также очень часто задают те, кто до зеркалки пользовался цифровой компактной камерой (мыльницей) или видеокамерой. Кратность объектива понятие относительное. В мире зеркалок им оперировать зачастую бессмысленно. Скажем, у меня есть 4-кратный профессиональный теле-объектив Canon EF 100-400 мм с диапазоном фокусных расстояний от 100 до 400 миллиметров (что видно из названия). И если с его помощью я буду снимать птичку в небе, то она получится крупнее, чем будучи снята при помощи 11-кратного универсального объектива 18-200 мм. Потому что на длинном конце у первой линзы целых 400 миллиметров, а у второй в два раза меньше.

Кратность это последняя цифра фокусного расстояния (400) разделённая на первую (100). То есть в первом случае 400/100=4, во втором 200/18=11,1

Поэтому говоря о линзах  для зеркальных камер нужно оперировать миллиметрами фокусного расстояния. К примеру, на двух объективах написано, что первый 18-55 мм, а второй 28-135 мм. Это значит, что первый объектив более широкоугольный (лучше для пейзажей - шире угол обзора), а у второго больше предельное фокусное расстояние (птички будут ближе, как на более мощном бинокле).

Кроме того, существуют объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Те у которых вообще нет зума. И они "вообще нисколько не кратные", потому что расстояние то всегда едино. Например, это объективы на 50, 85 или 100 миллиметров. О них расскажу как-нибудь в другой раз.

Опять же, говоря о фокусных расстояниях, нужно помнить и о размере сенсора цифровой камеры. В рамках сказанного выше про линзы "для цифровых камер" я писал, что у Nikon D40, к примеру, сенсор в 1.5 раза меньше, чем у полнокадровой зеркалки. Поэтому фокусные расстояния объективов на этой камере придётся умножать в 1.5 раза. Исходя из этого, к примеру, если я возьму камеру Nikon D40 (D40x, D80, D90, D300) с объективом на 200 миллиметров, и профессиональную камеру типа Nikon D3 с объективом на 300 миллиметров и буду снимать птичку в небе, то фотография на двух этих камерах будет одинаковой (птичка займёт одно и то же количество кадра). Потому что на D40 мы получаем 200 мм * 1.5 = 300 мм. А вот на Canon этот же объектив на 200 мм даст уже в 1.6 раза больше фокусного расстояния, то есть целых 320 миллиметров. У камер Olympus сенсор в 2 раза меньше 35-миллиметровой плёнки, поэтому там из 200 миллиметров мы получим целых 400. И птичка будет куда ближе, чем на Canon или Nikon с 200-миллиметровыми объективами.

Ну, на сегодня хватит, остальное в другой раз. Продолжение следует.
Tags: ликбез, объективы, советы, фото
Subscribe
promo q3d june 12, 2014 11:01 41
Buy for 300 tokens
Окончательно понял, что зачем нужна выдержка, диафрагма и ISO нужно написать как можно понятнее, простыми словами. Слишком много идёт вопросов от учеников и читателей, проще давать ссылкой. Выдержка Итак, выдержка. Это время, за которое свет падает на матрицу. Измеряется в секундах и долях…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments