?

Log in

No account? Create an account

Прошлый пост | Следующий пост

Сейчас на беззеркалки стали ставить электронный затвор. Эта штука может испортить вам всю съёмку, если не понять где она уместна, а где нет.

Эта анигифка показывает классический косяк электронного затвора. Снято серией на 1/18.000 секунды с рук, на f/1.2 при фокусном расстоянии 84мм (ЭФР) и минимальном ISO. Как вы понимаете, света было слишком много, чтобы снимать на такой открытой диафрагме, и на классической камере, ограниченной выдержкой в 1/8000 секунды (а у многих зеркалок и БЗК в лучшем случае 1/4000) пришлось бы использовать нейтральный светофильтр, у которых... свои проблемы.

На БЗК, которой я делал эту съёмку, можно было включить электронный затвор, с которым становилась доступной выдержка до 1/32.000 секунды. Вроде бы это и хорошо, но... как видим, есть нюансы.

Суть в том, что время, когда перестали считываться пиксели в начале матрицы, и когда в конце, существенно отличается. Получается, что часть снимка сделана раньше, а часть позже, и любое движение в кадре деформируется. Именно поэтому для камер с возможностью использования электронного затвора будет ОЧЕНЬ нелишним стабилизатор - в объективе или на матрице. Стаб позволяет держать картинку ровно и "порвать" более-менее статичный сюжет сложнее.

При съёмке с проводкой, при использовании электронного затвора, происходит вот такой забавный эффект:



Всё кроме основного "ведомого в кадре" объекта съёмки наклонено. И судя по наклону, кстати, отсечка чтения происходит сверху-вниз. То есть сначала снимается верхняя часть кадра и постепенно происходит фиксация до низа. Есть ещё и третья проблема.

Ещё электронный затвор боится ламп дневного света, из-за их мерцания - может получаться эффект, когда яркость на фотографии плавает по кадру полосами, как будто снимок был сделан через жалюзи. Здесь тоже много зависит от света и сенсора, эффект может быть сильно выражен или едва заметен только при перелистывании.

Наконец, на большинстве современных БЗК, в режиме с электронным затвором, нельзя снимать в студии. Эффект получается такой же, как при выборе неправильной скорости X-синхронизации - часть кадра освещена, а часть в полной темноте.

В общем, подведу итог. Электронный затвор штука классная - позволяет использовать камеру в "бесшумном режиме", снимать незаметно, использовать более короткие выдержки, но в то же время он может попортить крови. С ним не стоит снимать динамику, и даже людей, прыгающих на батуте. Снимать балет в этом режиме можно, закулисные съёмки получаются хорошо, статичные портреты на ярком солнце тоже, но как только в кадр приходит движение... начинаются проблемы. И эти  проблемы сильно зависят от того, что это за камера и что за сенсор.

Как я понимаю, сенсоры совершенствуются, и например в компакт Sony RX100 M4 поставили новейший композитный сенсор, у которого вся картинка считывается сразу. Камеру я ещё не видел, по отзывам западных коллег у неё практически нет озвученных проблем при работе электронного затвора, и по той же причине нет роллинг-шаттера при съёмке видео. Но это мыльница, таки. Посмотрим, когда многослойные сенсоры доберутся до камер посерьёзней.

В плане текущих беззеркалок всё сильно варьируется, надо проверять модели индивидуально. У каких-то проблема выражена сильнее, у других меньше - зависит она, что очевидно, от скорости, с которой считываются данные с матрицы.


Оба кадра - отбраковка из бэкстейджа со съёмок клипа на сингл "Лето" Родиона Газманова, который уже можно посмотреть. А бэк мы выложим чуть позже, там есть очень классные моменты, на которых мне удалось проверить многие фишки одной из новеньких беззеркалок, из тех что сейчас у меня на тестах. В планах скороые обзоры по Fujifilm X-T10 и Sony A7-II, ну и на подходе 42-мегапиксельная A7R-II.

Скоро выложу обзор объектива Olympus 75mm f/1.8, на понедельник планирую обзор нового 14-150. Всё уже написано, осталось заверстать сюда.

Ну и по теме поста хотел спросить: вы бесшумным режимом у камеры пользуетесь или хотели бы пользоваться?

Последние записи в журнале

Comments

( 37 комментариев — Оставить комментарий )
greenwald80
31 июл, 2015 16:12 (UTC)
Можно сделать вывод, что беззеркалки не такие уж и совершенные, как может показаться, но это конечно же нюансы, БЗК - есть еще куда расти и развиваться, заменить полностью зеркалки во всех сферах и условиях скорее не могут на 100%, чем могут, но уже откровенно дышат в спину.
Кстати, эффект-то забавный вышел, помнится, видел уже где-то такое, то ли на мыльнице, то ли на смартфоне, на зеркалке конечно же ничего подобного еще не происходило, но есть свои нюансы, как и во всем остальном. Кстати, подумал, а ведь я вообще не пользуюсь режимом бесшумной съемки, разве что на смартфоне иногда пользуюсь, когда снимаю в транспорте, на зеркалке же еще как-то не приходилось, концерты спокойно снимал на зеркалке без проблем.

P.S. жду выхода совершенной беззеркалки от Никона, чтобы не докупать допоборудование в виде линз, вспышки и т.д. Можно ли через переходник использовать обычные стекла никкор на БЗК никон?
q3d
31 июл, 2015 16:18 (UTC)
Никто не мешает переключиться обратно на механический затвор и проблема пропадёт ;-) Зеркалка то не даст шанса снять на 1/18000 в принципе. А развиваться им ещё и развиваться, я бы столько всего добавил, что хоть мануал для производителей пиши.

На Nikon 1 можно через переходник ставить большие стёкла, я даже как-то писал об этом с примерами, но очень давно. Про их полнокадровую беззеркалку пока ничего говорить нельзя, но мы же понимаем, что будет странным, если на неё нельзя будет ставить старшие стёкла.
iv_an_ru
31 июл, 2015 17:42 (UTC)
Троллинга ради уточню, что у ядерщиков есть как раз зеркальные камеры с выдержками 1/1000000000 и менее. Вращающаяся с большой скоростью зеркальная призма отбрасывает изображение на длинный неподвижный кусок киноплёнки, в каждый момент времени на новое место. Предположу, что такой можно успешно спортретить даже мою подвижную младшую дочку.
q3d
31 июл, 2015 18:13 (UTC)
Хороши ядерщики ) А скорострельность у них же тоже хороша, как я понимаю. Так можно потом замучаться разгребать фоточки дочери ))
ndrju
5 авг, 2015 10:00 (UTC)
А почему вы уверены что зеркалка не даст? Это как я понимаю ограничено лишь прошивкой. В Live View особо нет проблем реализовать электронный затвор, ведь видео снимается именно электронным затвором. Вопрос скорее в том, что почему-то не сделали. Как и не сделали до сих пор гистограмму Raw или хотя бы зебру с пересветами в Raw данных. Возникает ощущение, что камеры делают люди которые ими вообще не пользуются.
s0krat
31 июл, 2015 16:27 (UTC)
Я на Panasonic GX7 в основном снимаю с электронным затвором в бесшумном режиме. Rolling shutter стреляет с ЛДС и при реально быстром движении (например, при метании топора), при более-менее нормальной сцене - нормально.
boomeart
31 июл, 2015 16:28 (UTC)
Практически все серии "Домофото" в моем блоге сняты с электронным затвором. ES использую только на статике.
q3d
31 июл, 2015 18:11 (UTC)
Ну то есть всё что под тегом "at home" сделано, в осномном, в ES?
boomeart
31 июл, 2015 18:24 (UTC)
Да, именно так. Но я и бэкстэйджи на неделях моды снимал в ES и много чего еще, где нет сумасшедшего движения.
q3d
1 авг, 2015 02:14 (UTC)
Я тоже чаще всего предпочитаю бесшумный режим )
ndrju
5 авг, 2015 09:46 (UTC)
Где вас только не встретишь:))
boomeart
5 авг, 2015 09:47 (UTC)
Есть много мест, где меня нет ;)
aikarpov
31 июл, 2015 16:39 (UTC)
У меня на gm1 стоит комбинированный режим, длинные выдержки механика, короткие - электронный.
Но вот стаба нет ни в камере, ни в объективе.
olegmedvedev69
31 июл, 2015 18:11 (UTC)
ха вот это забавно, я думал я окривел совсем на многих фото горизонт валил, включал сетку в видоискателе, а это камерные спецэффекты) камера fuji x100
in_corde_meo
31 июл, 2015 18:46 (UTC)
Пользуюсь только им, когда снимаю происходящее на сцене. Будучи сама исполнителем, понимаю эмоции музыкантов, когда в паузе или во время тихого звучания и завороженного состояния зала вдруг слышится ритмичное клац-клац. Потому, только бесшумный)

На Олике проблем пока не видела с ним)
q3d
31 июл, 2015 18:51 (UTC)
Проблем я тоже не видел, но есть нюансы с софитами на сцене, особенно быстро движущимися, но обычно это не бросается в глаза
in_corde_meo
31 июл, 2015 19:16 (UTC)
В моей сфере деятельности быстродвижущиеся на сцене только руки музыкантов) софиты неподвижны)
q3d
1 авг, 2015 02:13 (UTC)
А, ну в таком случае совсем нет проблем )
highlander_ku
1 авг, 2015 03:56 (UTC)
Не снизу вверх, а сверху вниз, обеъктив то переворачивает картинку на матрице поэтому так кажется...
Рома Власов
1 авг, 2015 13:20 (UTC)
Предельный случай)

q3d
3 авг, 2015 13:08 (UTC)
Круто ;-) Прямо спец-эффекты для фильма
(без темы) - barotoss - 1 авг, 2015 16:46 (UTC) - Развернуть
vino_i_gashish
1 авг, 2015 18:45 (UTC)
ну так-то бесшумный режим кое-где уместен, например в театре)
жена пользуется, я практически нет.


жду обзор 75ки.
q3d
3 авг, 2015 13:09 (UTC)
В театре, на балете, при съёмке за кулисами в гримёрках очень полезная штука. Да и вообще фотограф становится гораздо менее заметным и не так бесит окружающих его работа.
vino_i_gashish
3 авг, 2015 14:14 (UTC)
сразу перед глазами всплывает стандартный выход к прессе какой-либо шишки и невообразимый шум от фотоаппаратов в этот момент.
Арарат Саркисян
2 авг, 2015 06:05 (UTC)

Сони наверное скоро свои новые сенсоры и на олимпус начнёт поставлять

q3d
3 авг, 2015 13:06 (UTC)
Вполне возможно )
skipy
2 авг, 2015 19:47 (UTC)
Вообще-то отсечка сверху вниз. Объект движется вправо, камера движется за ним, а столб перемещается в кадре справа налево. Верх столба ближе к правому краю кадра, чем низ, значит, он снят раньше.
q3d
3 авг, 2015 13:06 (UTC)
Верно. Это я крепко тормознул )
ixtiandra
6 авг, 2015 10:43 (UTC)
Мы ждём, что вы передадите нам хороший портрет Родиона Газманова и права на него, лицензируя это по свободной лицензии.
ixtiandra
6 авг, 2015 18:17 (UTC)
До сих пор не существует свободного вашего фотопортрета. Это очень печально. Человек или предприятие, которое захочет использовать ваш облик, должно покупать права на такую фотографию в фотоагентстве и не может получить таких прав бесплатно.

Это очень серьёзная проблема. Блогер q3d может решить её, если сделает ваш фотопортрет и разрешит всем использовать его для любых целей.

Именно для того, чтобы давать такое разрешение, созданы свободные лицензии. Свободная лицензия -- это договор, по которому автор передаёт права на своё произведение всем людям и всем предприятиям, не требуя оплаты.

Свободные лицензии очень популярны в западных странах. Понемногу их осваивают и русские фотографы, которые готовы делиться своим творчеством со всеми людьми.
rodion_gazmanov
6 авг, 2015 18:30 (UTC)
Я жду блистательного комментария "блогера q3d", он же Станислав Васильев, имя которого вы даже не потрудились поискать у него на странице )
ixtiandra
6 авг, 2015 18:33 (UTC)
Здесь он выступает как блогер q3d, а не как Станислав Васильев. Будем надеяться, что он оправдает ваши ожидания и действительно ответит. Впрочем, трудно надеяться на то, что он действительно решит помочь людям...
ixtiandra
10 авг, 2015 16:43 (UTC)
Как и предсказано, q3d не ответил ничего. Потому что помогать людям -- не в его привычке.
varganshik
7 ноя, 2015 21:41 (UTC)
На некс-6 снимаю только с электронным затвором. Выдержка максимальная 1/4000. Проблем ни разу не замечал. Бесшумный режим отсутствует, как класс =( В студии появляется полоса, если выдержка свыше 1/200, но это и должно быть так, разве нет?

Плюс - электронного затвора - продлевается ресурс камеры. У моей уже такой настрел: https://img-fotki.yandex.ru/get/9113/88584892.12c/0_12a4d3_a3d4f1c8_orig

p.s. Подними тему пробега бзк, а то люди считают, что не больше 10 000 =)))

Edited at 2015-11-07 21:42 (UTC)
_s_o_n_y_
1 апр, 2016 10:31 (UTC)
Простите, но ведь механический затвор зеркалок имеет ровно те же самые проблемы!
Попробуйте снять с лампами дневного света (старыми, мерцающими) при 1/500 - пойдёт полосы. Попробуйте быстро двигать камеру - будут искажения геометрии. Временной параллакс называется, едва ли не сотню лет уже явление известно.
Электронный затвор современных беззеркалок тут ничем не хуже. Так что совершенно непонятно, с чего вдруг именно про него стали это писать.
( 37 комментариев — Оставить комментарий )

Подписаться на этот блог




Новые обзоры в блоге</a>

Обзор AfterShohz Bluez 2 с костной проводимостью

Обзор Plantronics Voyager Legend

Обзор Canon 7D Mark II

Обзор PowerGorilla

Обзор PowerGorilla

Календарь записей

Декабрь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Теги

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow