?

Log in

No account? Create an account

Прошлый пост | Следующий пост

Как использовать лайтдиск

После публикации поста "как пользоваться отражателем на улице" в личку приходит много вопросов про лайтдиски, о том какие покупать и как ими пользоваться. Чисто технически мне сложно всем отвечать в частном порядке, а чувствую нужно - изо дня в день продолжаю наблюдать, как лайтдисками подсвечивают снизу, получая тот самый инфернальный свет солнечным днём. Да что говорить, сам иногда попадаю "под раздачу", когда снимаюсь в видеороликах, и вместо заполнения теней ловлю на всё лицо "рисующий снизу".

Давно хотел выложить несколько примеров портретов, снятых только с лайтдиском, а вчера представился хороший повод - Анюта, моя прекрасная подруга, и с недавних пор жена моего замечательного друга Антона, отмечала день рождения. Мы собрались компанией в Коломенском, на свежем воздухе и под солнцем, заодно и пофотографировали. Из реквизита у нас с собой был хорёк, Антон в роли ассистента, Nikon D610 и объектив 85mm f/1.4 к нему, плюс прекрасное яркое солнце, дающее адские жёсткие тени и чрезмерный для потретной съёмки контраст.

На следующем снимке хорошо видно, как даже в тени под деревьями солнце рисует очень жёсткую светотень на лице. Это ещё "подтянутая" фотография - немного высветлены тени на лице, и чуть вернул обратно пересветы, чтобы не делать из Антона совсем уж панду. Можно было потянуть ещё, и даже в Photoshop компенсировать солнце ретушью, но в качестве примера пусть будет так.

1.
Как использовать лайтдиск

Вообще, отражатель не обязательно покупать. Следующий снимок интересен тем, что в качестве "лайдиска" сработал... коврик для пикника. Если бы не он, лицо Антона утонуло бы в тени, а так, отразившийся свет подсветил его снизу. Думаю, и здесь неплохо видно, как отличается светотень на руке, куда попадает солнце, и на лице.

2.
Как использовать лайтдиск

Следующий кадр уже сделан с отражателем, причём солнце находится позади, это хорошо видно по теням девчат на траве внизу.

3.
Как использовать лайтдиск

В чём смысл фотографировать против света? Если повернуть девчат лицом к солнцу, то под бровями, носом шеей образуются жуткие чёрные тени. Да и смотреть в сторону солнце то ещё "удовольствие". Если тени ещё как-то можно нивелировать очками, бросив на шею волосы и некоторыми другими способами, то общий жёсткий световой рисунок, на мой вкус, не интересен во многих случаях. К тому же, здесь солнце работает и как контровик, подсчевивая волосы и силуэт. Но, без лайтдиска, лица будут слишком тёмными, либо задний фон слишком высветленным. Поэтому, по экспозиции "без лайтдиска" кадр немного недосвечен, а лайтдиск работает как рисующий свет на лицо.

Лайтдиски бывают разных размеров, тот что был у нас собой не предназначен для ростовых фотографий - даваемое им пятно света недостаточно велико, чтобы эффективно осветить человека в полный рост, тем более, плохо справляется он с группой людей. Из RAW пришлось подтягивать нижнюю часть, которая ушла в недосвет.

Но для поясного портрета он уже вполне подходит. Следующий кадр, в деревьях, сделан при том же солнце сзади. Отражатель здесь работает как основной рисующий свет, что я и описывал в посте "как пользоваться отражателем на улице". Расположен лайтдиск, для этого снимка, выше лица модели и немного сбоку. По блику в глазах должно быть примерно понятно. Проблема в том, что солнце легче всего поймать снизу, поставив лайтдиск ровно напротив, и именно на это часть покупаются фотографы, но... тогда модель будет освещена снизу, и это будет совершенно неестественным светотеневым рисунком для человека. Портрет получится очень странным.

4.
Как использовать лайтдиск

Кстати, я сфотографировал такой же кадр на Fujifilm X-M1, и при некоторых ракурсах лучи били прямо в объектив, давая интересную радугу и "зайцев". Когда буду рассказывать про камеру, выложу.

На следующем снимке лайтдиск работает "на просвет" - Антон держит его между моделью и солнцем, и полупрозрачный диск рассеивает лучи солнца, давая мягкий рисунок. Есть в этом снимке один "косячок" - левая нога Анюты не прикрыта до конца, и на неё падает немного солнца. Видите, что происходит с тенью? У меня есть такой же снимок, где модель вся "прикрыта" лайтдиском, но для контраста решил выложить бракованный вариант, чтобы было понятнее, что могло получиться без диска. Опять же, в идеале, нужен диск большего размера (100x150 или, лучше, 100x170 сантиметров).

5.
Как использовать лайтдиск

Наверняка уже понятно, что я использую вариант "5-в-1" - полупрозрачный, с чехлом дающим чёрную, белую, серебряную и золотую поверхности. На кадре No 4 использовался серебряный "на отражение", на No 5 полупрозрачный "на просвет":

Ещё один нюанс - чем ближе вы расположите лайтдиск к модели, тем мягче будет свет от него или через него, и тем лучше будут растушёваны тени. Работает это ровно по тому же принципу, как и насадки на вспышки - чем насадка больше, тем свет от неё мягче, при прочих равных. На снимке No 6 отражатель тоже работает на просвет, но уже на закатном солнце, которое вот-вот скроется за горизонтом. Отсюда общая тёплая гамма кожи и холодный задник, это не золотой отражатель, как можно предположить, а полу-прозрачный в роли рассеивателя. Расположен он предельно близко к лицу - почти за самым краем кадра, и тоже чуть выше лица. Просто солнце, на закате, уже очень красное и даёт весьма тёплый свет. Если увести баланс белого до нейтрального для кожи, получим совсем синий фон.

6.
Как использовать лайтдиск

Седьмой кадр сделан в контровом свете прямо против того же солнца, серебряный диск отражает весь свет заката на лицо:

7.
Как использовать лайтдиск

Вот такая получилась портретная съёмка на день рождения ;-)

Самое приятное, в лайтдисках - их компактность. Сложенный 80-сантиметровый диск запросто помещается в рюкзак, да и полутораметровый можно сложить посильнее, и уместить в небольшую сумку. К тому же, лайтдиск не требует батареек, мало весит, а при съёмке на плэнере позволяет получить много мягкого света.

Comments

( 26 комментариев — Оставить комментарий )
nevar
21 июл, 2014 06:21 (UTC)
последняя карточка хороша
the_na
21 июл, 2014 06:28 (UTC)
Спасибо большое! Очень подробно, понятно и аккуратно по полочкам разложено.
ilyaia
21 июл, 2014 06:50 (UTC)
Да, диски компактные, согласен, но вот механизмы их удержания - нет. Для пикника конечно хорошая штука - людей много, есть кого попросить подержать диск :)
q3d
21 июл, 2014 11:29 (UTC)
Да, это не вариант для "сам снимаю, сам держу" ;) Да и оптимально лайтдиск именно с ассистентом
vasiko
21 июл, 2014 12:52 (UTC)
Советую ассистента выбирать самого тяжёлого.
А то меня один раз с таким диском (100х170) сдуло, как Мэри Поппинс. Все ступеньки поппинсом пересчитала:(((
q3d
21 июл, 2014 14:13 (UTC)
Так вот что такое "парусность" ;-)
vasiko
21 июл, 2014 14:24 (UTC)
Ага:( В сочетании с моим птичьим весом и нашими ветрами - сногсшибательно:)))
_set_
22 июл, 2014 02:48 (UTC)
Хы ,пошел в инфу посмотреть ,где такие ветра ,что фотографов поппинсом по ступенькам носят ,а обнаружил Хайфу. Буду осторожнее там теперь -))
vasiko
22 июл, 2014 05:02 (UTC)
Ага, сурпрыз-сурпрыз:)
В Реховоте и меня не сдувало, если что:)
А тут со всех сторон дует, на горке-то:)
ifree
21 июл, 2014 14:34 (UTC)
Почему нет, сколько угодно и с ручкам и с крепежом на стойку, хотя со стойкой уже не так компактно и мобильно...
q3d
21 июл, 2014 15:27 (UTC)
Ну да. И утяжелять стойку нужно капитально. Парусность то повыше чем у зонта будет.
ilyaia
22 июл, 2014 07:59 (UTC)
Зонтик можно просто установить на стойку в небольшое крепление, а диск надо ещё примастрячивать зажимами.
ifree
22 июл, 2014 12:48 (UTC)
Есть сразу диски с ручками и креплением.
ilyaia
22 июл, 2014 12:52 (UTC)
С ручками знаю, но там всё равно ассистент нужен, а с креплением ни разу не видел и даже нагуглить что-то не получается. Может фирму подскажете?
q3d
22 июл, 2014 14:23 (UTC)
У меня к рейлабу крепление на стойку в виде распорки с зажимами. Брал в фото.ру, но не помню комплект или отдельно было крепление
ilyaia
22 июл, 2014 14:38 (UTC)
Не, распорки с зажимами я знаю, но у них та проблема, что они по ширине диска должны быть. То есть, используешь отражатель 70х110 вполне в рюкзак помещающийся - будь добр брать распорку 60 см, которая в фоторюкзаки уже не лезет.

А зонтик можно и в три сложения купить, вроде моего velbon - из 25 см сразу 100, и крепление на обычный штатив в комплекте.
artsoft1
21 июл, 2014 12:15 (UTC)
Хорошая статья с наглядными примерами
deep_d
22 июл, 2014 02:55 (UTC)
Не сказано, как его складывать)))
Когда купил, то пришел и открыл. А когда пришла пора закрывать- понял, что не знаю как это сделать. Пришлось искать видео на эту тему т.к. картинки больше напоминают как завязать галстук, чем сложить лайт диск )))
redpax
23 июл, 2014 04:56 (UTC)
С асистентом отражатель замечательный инструмент. У меня даже есть экзотический отражатей создающий эффект отражения от воды, но если фотографирую в одиночку в солнечный день то самое удобное лично для меня это вспышка на синхрокабеле с пластиковой портретной тарелкой которая весит меньше отражателя, по размерам не превышает размеры пиццы. :)
q3d
23 июл, 2014 12:32 (UTC)
И даёт жёсткий направленный свет ;) Устройство с размерами пиццы даст что-то мягкое с расстояния очень близкого. Особенность портретных тарелок
ixtiandra
23 июл, 2014 14:07 (UTC)
Между прочим, рассеиватель для вспышки можно сделать из непрозрачного пакета, из пластиковой тарелки, да из чего угодно -- если это "что угодно" примотать скотчем или проволокой. Получается очень дёшево.

А чем заменить отражатель, если он необходим, однако денег нет?
q3d
23 июл, 2014 16:48 (UTC)
Гм. Отражатель сделать ещё проще. Белая майка на картонку, кусок пенопласта, или даже лист ватмана. Если нужно, обклеить пищевой фольгой
ixtiandra
23 июл, 2014 16:50 (UTC)
Давайте продолжим рассуждение. Скотч есть в кармане, а тарелку можно взять в любом кафе. Белая майка тоже есть при себе. А вот картонка... К тому же складная картонка... Тут надо подумать.
q3d
23 июл, 2014 16:52 (UTC)
В любом магазине отдадут бесплатно, после разгрузки товара. Майку можно и без картонки, кстати.
ixtiandra
23 июл, 2014 16:54 (UTC)
Про майку сразу было понятно. Вот ведь, казалось бы, всю жизнь ходим в майках, а сделать простую логическую связь между майкой и подсветкой -- не можем. Приходится кланяться вам за советы.

Со временем, надеюсь, вы подниметесь выше советов и начнёте помогать людям.
ixtiandra
23 июл, 2014 16:53 (UTC)
Многие фотографы пишут рекламу о том, как использовать коммерческие прибамбасы. Жаль, что никто пока не пишет, как заменить их подручным матерьялом. Как жаль!
( 26 комментариев — Оставить комментарий )

Подписаться на этот блог




Новые обзоры в блоге</a>

Обзор AfterShohz Bluez 2 с костной проводимостью

Обзор Plantronics Voyager Legend

Обзор Canon 7D Mark II

Обзор PowerGorilla

Обзор PowerGorilla

Календарь записей

Декабрь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Теги

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow